?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Depositio episcoporum

Среди христианских текстов в Хронографии 354 года есть римский церковный календарь. Он состоит из двух частей с непривычными названиями: Depositio episcoporum и Depositio martyrum, буквально «Погребение епископов» и «Погребение мучеников». Обе таблицы занимали разворот кодекса (слева — епископы, справа — мученики). Это не просто самый ранний календарь Римской церкви, но и вообще самый древний сохранившийся христианский календарь.

В Depositio episcoporum (DE) названы даты и места погребения Римских епископов от Луция I (253–254) до Юлия I (337–352). Очевидно, это был поминальный календарь: в указанные дни христиане посещали гробницы прежних епископов на пригородных кладбищах, возможно, там же совершалось памятное богослужение. В DE перечислены лишь такие епископы, которых, судя по всему, не считали святыми в привычном смысле этого слова (понятно, что в середине IV века ясных границ между разными категориями «почитаемых усопших» еще не было). Поэтому DE должен был использоваться вместе с DM, где указаны даты поминовения епископов-мучеников: Каллиста I, Понтиана, Фабиана и Сикста II. Как мученики погибли папы Каллист (если верить более позднему римскому преданию) и Сикст II (это факт); Понтиан умер на каторге, а Фабиан, очевидно, в тюрьме, поэтому их тоже считали мучениками за веру. Стало быть, для составителей календаря существовала разница в поминовении «обычных» епископов и епископов-мучеников, но в чем она заключалась, трудно сказать.



(1) Возникает справедливый вопрос: неужели в Риме было принято поминать только епископов, живших в III веке? Почему в DE отсутствуют папы, жившие до середины этого столетия? Если учитывать DM, картина не слишком сильно изменится: там назван папа Каллист (218–222) и некоторые его преемники, но, как ни странно, не все. Непонятно, куда подевались Урбан I (222–230), Антер (235–236) и Корнелий (251–253), который, кстати говоря, умер в ссылке и потому считался мучеником. Если с локализацией могилы Урбана возникают трудности (катакомбы Претекстата или Каллиста), то Антер был несомненно похоронен в катакомбах Каллиста рядом с другими папами III века. Отсутствие Корнелия можно объяснить тем, что его могилы в Риме не было: не исключено, что останки этого папы захоронили в катакомбах Каллиста лишь после 354 года. Но отсутствие Урбана, Антера и их предшественников, живших во II веке, объяснить трудно. Ученые нередко ссылаются на «консолидацию» Римской церкви и «унификацию» ее богослужения где-то в середине III века. Это объяснение напоминает попытку отмахнуться от проблемы.

(2) Другая проблема — нестыковки между DE и Каталогом Либерия (CL), который помещен в Хронографии сразу после обоих календарей. Судя по всему, эти нестыковки объясняются несовпадением «исторической» традиции Римской церкви, представленной в CL, и традиции «литургической». Например, в CL названы все Римские папы начиная с апостола Петра, а вовсе не с Каллиста. Согласно CL, понтификат Дионисия завершился 26 декабря (в DE — 27 декабря), Евтихиана — 7 декабря (8 декабря в DE), Мильтиада — 11 января (10 января в DE), Сильвестра — 1 января (вместо 31 декабря в DE). Это еще можно объяснить разницей между днями смерти и погребения, но положение дел с папой Евсевием (26 сентября в DE, 17 августа в CL) более серьезно. Если учитывать только тех епископов, для которых в CL указана точная дата конца понтификата, то полное согласие между обоими текстами есть лишь в четырех случаях: Луций (5 марта), Гай (22 апреля), Марк (7 октября), Юлий (12 апреля). Кроме того, в DE вообще нет папы Марцелла, которого, видимо, отождествили с его предшественником Марцеллином. Проблемы с Евсевием, Марцеллином и Марцеллом можно отчасти объяснить тем, что они возглавляли Римскую церковь в смутную для христиан эпоху тетрархии.

(3) Третья и последняя проблема связана с датой составления календаря, по крайней мере, его последней редакции. В своих изданиях текста Луи Дюшен (1886) и Теодор Моммзен (1892) приняли версию, которая представлена в венской рукописи: там все даты перечислены в календарном порядке, кроме дней памяти Марка (7 октября) и Юлия I (12 апреля), приписанных в конце. Дюшен и Моммзен сделали вывод, что календарь был составлен в короткий понтификат Марка (18 января — 7 октября 336), а потом его дополнили датами погребения самого Марка и Юлия. Остальные ученые согласились с этим выводом и стали выстраивать на его основе собственные гипотезы. Дюшен решил, что первоначальная версия календаря была создана при папе Мильтиаде (311–314), впервые дополнена при Марке, а потом — при составлении Хронографии. Как ни странно, это мнение поддержал Делеэ (Origines (2), 260-1, ср. AASS Nov 2/1, XLVIII-L). Пьетри заключил, что к 336 году надо относить еще и календарь мучеников, то есть DM (Roma christiana, 1.127, 617), а в другом месте он назвал его «календарем римской литургии в начале IV века» (1.315). Но Дивьяк и Вишмайер заметили, что текст, который принимали Дюшен и Моммзен, содержится только в одной рукописи, а в двух остальных, брюссельской и амьенской, последние записи DE идут в таком порядке: Марк (7 октября), Евтихиан (8 декабря), Юлий (12 апреля). Получается, что с гипотезой о 336 годе не все так просто. Брюссельская и амьенская рукописи дают текст, который содержался в (несохранившейся) каролингской копии (несохранившегося) оригинала, а рукопись из Вены восходит к другой копии, тоже каролингской. В общем, бабушка надвое сказала.

Со временем обе части римского календаря, то есть DE и DM, были объединены. Епископы, которых раньше поминали, условно говоря, за упокой, заняли почетные места в списке римских святых наряду с мучениками. Объединенный, расширенный и дополненный римский календарь до нас не дошел, но, как принято считать, он был использован при создании Иеронимова мартиролога (первая половина V века). Если сопоставить дни памяти Римских епископов в этом мартирологе и в DE, можно нащупать кое-что интересное. В тех случаях, когда между DE и CL есть противоречия, мартиролог следует CL, то есть «исторической», а не «литургической» традиции. Это значит, что в определенный момент римский календарь был «исправлен» по Каталогу Либерия, так же как официальный перечень епископов подвергался правке по Хронике Евсевия—Иеронима. Кроме того, в календарь внесли имена епископов, отсутствующие в DE (Зефирина, Урбана и Антера).

Текст DE сохранился в трех рукописях: (1) Wien ÖNB 3416, fol. 46r, (2) Bruxelles BR 3558 (7543-49), fol. 186r и (3) Amiens BM 467, fol. 3v–4r.

Основные издания: Дюшен, LP 1, 10; Моммзен, MGH. AA 9/1, 70 (=Лицманн, Die drei ältesten Martyrologien (Bonn 1903) 3-4); Дивьяк/Вишмайер, Das Kalenderhandbuch von 354, 1 (Wien 2014) 516-522.

eusebius_gruft.jpg
Усыпальница папы Евсевия в катакомбах Каллиста. Реконструкция, очевидно, де Росси. Отсюда


DEPOSITIO EPISCOPORVM

.ui. kal. Ianuarias           Dionisi in Calisti
.iii. kal. Ianuar.               Felicis in Calisti
prid. kal. Ianuar.            Siluestri in Priscillae
.iiii. idus Ianuarias         Miltiadis in Calisti
.xuiii. kal. Feb.              Marcellini in Priscillae
.iii. non. Mar.                Luci in Calisti
.x. kal. Mai.                  Gai in Calisti
.iiii. non. Augustas      Stephani in Callisti
.ui. kl. Octob.             Eusebii in Calisti
.ui. idus Decemb.      Eutichiani in Calisti
non. Octob.              Marci in Balbinae
prid. idus Apr.         Iuli in uia Aurelia miliario .iii. in Calisti

27 декабря. Дионисий (259–268). В CL и в Иеронимовом мартирологе (MH) — 26 декабря. Похоронен в катакомбах Каллиста, могила не идентифицирована.

30 декабря. Феликс I (269–274). По MH, 29 декабря. Похоронен в катакомбах Каллиста, могила не идентифицирована.

31 декабря. Сильвестр I (314–335). По CL, 1 января. Похоронен в базилике над катакомбами Присциллы, могила не идентифицирована.

10 января. Мильтиад (311–314). По CL, 11 января. Похоронен в катакомбах Каллиста, могила не идентифицирована.

15 января. Марцеллин (296–304). По MH, 16 января совершалось поминовение папы Марцелла, погребенного в катакомбах Присциллы. На основании более поздних источников захоронение Марцеллина также локализуется в катакомбах Присциллы, в большом кубикуле ипогея Ацилиев или где-то рядом с усыпальницей мученика Кресцентиона.

5 марта. Луций I (253–254). В MH память 4 марта (почти во всех рукописях вместо Луция назван Юлий). Похоронен в катакомбах Каллиста, эпитафия в папской усыпальнице.

22 апреля. Гай (283–296). Эта же дата указана в CL и MH. Похоронен в катакомбах Каллиста, в отдельном кубикуле в «регионе Гая—Евсевия», обнаружены фрагменты эпитафии.

2 августа. Стефан I (254–257). Эта же дата в MH. Похоронен в катакомбах Каллиста, скорее всего в папской усыпальнице. Эпитафия отсутствует.

26 сентября. Евсевий (308/309/310). Эта же дата в MH; в CL 17 августа. Похоронен в катакомбах Каллиста, в отдельном кубикуле рядом с усыпальницей Гая; могила Евсевия отождествляется с аркосолием C, обнаружены фрагменты вторичной эпитафии (надпись Дамаса).

8 декабря. Евтихиан (275–283). Эта же дата в MH; в CL 7 декабря. Похоронен в катакомбах Каллиста, эпитафия в папской усыпальнице.

7 октября. Марк (336). Эта же дата в CL и MH. Похоронен в построенной им базилике у катакомб Бальбины, недалеко от Ардеатинской дороги (остатки «циркообразной» погребальной базилики обнаружены в 1991 году).

12 апреля. Юлий I (337–352). Эта же дата в CL и MH. Похоронен в катакомбах Калеподия на Аврелиевой дороге (там находилась усыпальница папы Каллиста, поэтому в DE сказано, что гробница Юлия была «на Аврелиевой дороге, на 4-м милиарии, у Каллиста»); в MH — «на кладбище Калеподия». В CL упоминается, что Юлий построил там базилику, где, очевидно, и был похоронен. Гробница не идентифицирована.



V46r.jpg
Depositio episcoporum в венской рукописи

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
florentioslg
Feb. 25th, 2016 06:46 am (UTC)
спасибо.



Edited at 2016-02-25 06:49 am (UTC)
( 1 comment — Leave a comment )