smirennyj_otrok (smirennyj_otrok) wrote,
smirennyj_otrok
smirennyj_otrok

Categories:

Ну а теперь про жития святых

Наверное, есть смысл написать ~пару строк о самых ранних агиографических текстах для вящего познания этой великой проблемы. А то иногда почитаешь что-нибудь про жития, прямо дрожь берет.

Древнейшая христианская агиография — это, само собой, сочинения, в которых рассказывается о подвигах мучеников. Самые ранние из них были написаны во второй половине II в. на греческом языке. Когда заканчивается эпоха «достоверных» сказаний о мучениках — вопрос серьезный. Считается, что «правдивые» агиографические сочинения могли появляться, пока были живы свидетели последних гонений (первая четверть IV в.). Однако достоверность рассказов о мучениках, пострадавших во время гонений Диоклетиана и его преемников, определить довольно сложно. Стали появляться авторские сочинения и компендиумы наподобие «Мучеников, пострадавших в Палестине» Евсевия Кесарийского. Когда в Риме уже засучивали рукава агиографы-фантасты, в Африке донатисты еще создавали тексты, в полной мере продолжавшие традицию «достоверных» сказаний о мучениках.

Ранние агиографические сказания принято разделять на две группы: «акты» и «мученичества». Делеэ определял их как «судебные протоколы» и «рассказы очевидцев», хотя между этими категориями не всегда можно провести четкую границу. Как правило, под «актами» подразумевается текст, который целиком или в значительной мере состоит из протокола допроса мученика. Вмешательство литературного редактора в «актах» почти не ощущается, хотя это впечатление может быть обманчивым. «Актов» в чистом виде довольно мало (фактически только два текста). «Мученичество» («страсти», «мучение») — авторское повествование, которое включает не только протокол допроса (или его пересказ), но и связный рассказ о подвиге мученика: его аресте, тюремном заключении, судебном процессе и, разумеется, казни. Впрочем, в литературе, особенно старой, термины «акты» и «мученичество» могут использоваться по отношению к одним и тем же текстам.


Сейчас принято подчеркивать, что и «акты», и «мученичества» создавались христианами, поэтому даже в самом сухом и сжатом повествовании заметен вклад религиозно настроенного автора или редактора. Например, в коротких Актах Сцилийских мучеников, которые выглядят как официальный протокол судебного заседания, вмешательство редактора выдает последняя фраза: «И так они все вместе были увенчаны мученичеством, и теперь они царствуют с Отцом и Сыном и Святым Духом во веки веков. Аминь». Попытки атрибутировать некоторые тексты известным христианским писателям (например, Мученичество Перпетуи и Фелицитаты — Тертуллиану) до сих пор не увенчались успехом. Даже в тех сочинениях, где рассказ ведется от первого лица, автор никогда не называет свое имя. Некоторые тексты представлены как плод коллективного творчества той или иной христианской общины.

Поскольку сказаний о мучениках — вагон, а «достоверных» сказаний — маленькая тележка, есть смысл объяснить, каким образом проверяется их «достоверность». Методы проверки в общих чертах разработал Делеэ, основоположник порицаемой многими «критической агиографии». Мысли Делеэ в данном случае были абсолютно безблагодатными. Уместно привести одно из его высказываний: «Нередко встречается заблуждение, которое состоит в чрезмерном доверии к жизнеописаниям святых. На благочестивых авторов этих сочинений как бы распространяют то почтение, которое испытывают к самим святым. Поэтому мы постоянно слышим: в житиях святых написано…, и никогда не уточняется, кто именно это написал. Таким образом, за творчеством агиографов признают какие-то исключительные исторические достоинства… Можно было бы сказать, что все это относится к читателям, полностью лишенным критического чутья и малейшей притязательности. Отнюдь нет: такие заблуждения встречаются и в научной сфере, правда, в особой форме — достоверность часто путают с правдоподобием» (Les légendes hagiographiques (1955), p. 204–5).

Позднейшие агиографы могли имитировать форму ранних «мученичеств», иногда весьма удачно. Поэтому основные критерии, по которым тексты о мучениках признаются «достоверными» или «фантастическими», относятся к их содержанию. Например, если в тексте нет развесистой клюквы, излюбленной средневековыми авторами (под «развесистой клюквой» подразумеваем многочисленные рассказы об исцелениях, воскрешениях, небесном гласе и ангельских явлениях, как правило, написанные по шаблону и утомляющие неподготовленного читателя), то данное сочинение считается прошедшим испытание первого уровня. Большая часть текстов отсеивается именно на этом этапе. Затем текст проверяется на соответствие исторической реальности. В «недостоверной» агиографии персонажи ведут себя неестественно, а необычные и чудесные события происходят на каждом шагу. Часто встречаются фактические ошибки, в основном связанные со смутными представлениями агиографов об исторической хронологии и римских реалиях. К примеру, в «правильных» текстах в роли гонителя христиан всегда выступает компетентное должностное лицо, обычно наместник провинции, обладающий правом выносить смертный приговор. Если мученика судит и казнит либо сам император, либо какой-то левый хмырь с неясной юрисдикцией, вроде «верховного жреца», ученый муж делает соответствующие выводы. В общем, желательно, чтобы описанные события хотя бы в общих чертах соответствовали нашим представлениям о римском правосудии.

Иногда какой-нибудь ранний источник подтверждает существование агиографического текста в том виде, в каком он до нас дошел. Классический пример — «Церковная история» Евсевия, в которую включен пересказ или даже полный текст некоторых сказаний о мучениках. Для Африки наибольшую ценность представляют многочисленные проповеди Августина, хотя в них пересказываются и «недостоверные» тексты.

Сохранность «достоверных» сочинений о мучениках была обусловлена некими внешними факторами. Из Египта и Сирии не дошло ни одного текста ранее IV в., а провинция Азия представлена целой группой сказаний. На этом основании полагают, что азийские сочинения были уже в III в. объединены в сборник, экземпляр которого имелся в библиотеке Евсевия. В латинской традиции наибольшей сохранностью отличаются тексты из Африки: отчасти это связано с их литературными достоинствами, отчасти с тем, что после арабского нашествия культ африканских святых утратил актуальность, и сказания о них перестали подвергаться разного рода улучшениям.

Попытки создать корпус «достоверных» сказаний о мучениках восходят к XVII в. Первым, кому пришла в голову такая идея, был маврист Тьерри Рюинар, ученик небезызвестного Мабильона. В его монументальный труд «Избранные и подлинные акты древних мучеников», опубликованный в 1689 г., вошло примерно 120 текстов. Сборник Рюинара переиздавался на протяжении двухсот лет, пока за дело не взялись немцы. В сборник Оскара фон Гебхардта «Избранные акты мучеников и прочие документы, относящиеся к эпохе гонений на христианскую церковь», включены 22 текста, в том числе 17 сочинений о мучениках. На смену ему пришел переработанный Г. Крюгером сборник Р. Кнопфа (1929 г.) из 33 текстов, который потом неоднократно подвергали апгрейду. В английский свод Г. Музурилло (1972 г.) вошло 28 произведений. Лучшее на сегодняшний день собрание подготовила группа голландских и итальянских ученых под редакцией А. Бастиансена. Тексты в нем имеют приличный вид (то есть снабжены подвалом с разночтениями), некоторые изданы заново; имеются здоровенные комментарии и итальянский перевод. Главный недостаток сборника — то, что в него вошло всего 12 текстов, причем последний (поэма из «Перистефанона» о св. Агнесе) включен по загадочным соображениям.

Актуальные сборники:

— Ausgewählte Märtyrerakten. Hrsg. von Rudolf Knopf. Neubearbeitete Auflage von Gustav Krüger. Tübingen 1929.
— The Acts of Christian Martyrs. Introduction, texts and translations by Herbert Musurillo. Oxford 1972.
— Atti e passioni dei martiri. Ed. A. A. R. Bastiaensen et al. Milano 1987; 1990.

Список «достоверных» сказаний о мучениках на сегодняшний день имеет примерно такой вид.

I. Мученичество Поликарпа
  На греческом языке. Написано в форме послания Смирнской церкви христианам в Филомелии и во всем мире. Текст сохранился в нескольких византийских рукописях X–XIII вв. и у Евсевия, Hist. eccl. IV. 15. 3–45.
  Главный герой — Поликарп, епископ Смирны в первой половине — середине II века; арестован по приказу полицейского начальника (иринарха) Ирода при активном участии язычников и особенно иудеев, осужден на смерть и сожжен по приговору Стация Квадрата, проконсула Азии. Датировка гибели Поликарпа и написания текста остается предметом свирепых споров; обычно предлагаются 156/9, 166/7 и даже 177 г. Литература об этом велика и неудобопознаваема.
  Издания: (1) Ignace d’Antioche. Polycarpe de Smyrne, Lettres. Martyre de Polycarpe. Éd. P. Th. Camelot, Paris 1958 (SC, 10), p. 242–275; (2) Bastiaensen, p. 6–31.
  Русский перевод: Писания мужей апостольских, сост. А. Г. Дунаев, Москва 2008, с. 393–426, с неплохим обзором вопроса.


II. Акты Юстина
  На греческом, в трех версиях, из которых «аутентичной» может считаться только версия А, самая ранняя и самая короткая (сохранилась в единственной рукописи Paris. gr. 1470).
  Известный христианский апологет Юстин Мученик (Иустин Философ) и шестеро других христиан, скорее всего члены возглавляемой им общины, были казнены в Риме по приговору префекта города Квинта Юния Рустика (160-е гг.).
  Издания: (1) G. Lazzati, ‘Gli Atti di S. Giustino Martire’, Aevum 27 (1953), p. 473–497; (2) Bastiaensen, p. 52–57.
  Перевод: Сочинения древних христианских апологетов, СПб 1999, с. 343–372.


К ранней агиографии нередко причисляют так называмое Мученичество Птолемея и Луция — рассказ о гибели учителя-христианина и мимошедшего правозащитника, которых казнили в Риме по приговору префекта города Квинта Лоллия Урбика при императоре Антонине Пии. Это не самостоятельное произведение, а выдержка из Второй апологии Юстина, сделанная уже Евсевием (Hist. eccl. IV. 17. 2–13).

IIа. Акты Аполлония
  Особый случай. Текст был известен Евсевию (Hist. eccl. V. 21. 2–5), сохранился в сильно искаженном виде на греческом («Мученичество апостола Аполлоса, прозванного Саккеем») и армянском («Житие Аполлония отшельника») языках.
  Видный римский христианин Аполлоний арестован неким Переннием, скорее всего префектом претория Тигидием Переннием, и подвергается допросу на заседании сената. Пространная защитительная речь Аполлония — явно самостоятельное произведение (апология христианства), вставлена в текст позднее. Казнь Аполлония состоялась, по-видимому, в 183 г.
  См. вообще: E. Th. Klette, Der Process und die Acta S Apollonii, TU 15/2 (1897); The Apology and Acts of Apollonius and Other Monuments of Early Christianity. Ed. F. C. Conybeare, London 1894, p. 29–48; еще V. Saxer, ‘L’apologie au Sénat du martyr romain Apollonius’, Mélanges de l'École française de Rome. Antiquité, 96/2 (1984), p. 1017–1038.
  Перевод: Сочинения древних христианских апологетов, с. 375–416.


III. Сказание о Лугдунских мучениках
  На греческом, в форме послания христиан галльских городов Лугдун (Лион) и Вьенна церквам Азии и Фригии. Текст сохранился только у Евсевия (Hist. eccl. V. 1. 3–2. 7).
  Подробный рассказ о погроме христианской общины Лугдуна в 177 или 178 г., который перерос в масштабный судебный процесс и завершился казнями христиан на арене городского амфитеатра. Среди мучеников выделены старый епископ Потин, умерший в тюрьме от жестокого обращения, диакон Санкт, пергамец Аттала, храбрая женщина Бландина и мальчик Понтик, которых травили дикими зверями. Присутствуют сцены жестокости и насилия.
Стандартные издания «Церковной истории»: Eusebius Werke 2/1, Leipzig 1903 (GCS), p. 402–431; Eusèbe de Césarée, Histoire ecclésiastique. Éd. G. Bardy, 2, Paris 1955 (SC, 41), p. 6–25. Отдельно: Bastiaensen, p. 62–95.

IV. Акты Сцилийских мучеников
  На латыни.
  Протокол допроса 12 христиан, жителей местечка Сцили, проведенного в Карфагене 17 июля 180 г. проконсулом Африки Вегеллием Сатурнином; обвиняемые приговорены к отсечению головы.
  Издания: (1) J. A. Robinson, The Passion of S. Perpetua, Cambridge 1891, p. 106–121; (2) Bastiaensen, p. 100–105; (3) F. Ruggiero, Atti dei martiri scilitani, Roma 1991.
  Перевод А. Н. Крюковой: Вестник древней истории, 3 (278) (2011), с. 246–251.


V. Мученичество Перпетуи и Фелицитаты
  На латыни; есть вторичная греческая версия. Авторство периодически приписывают Тертуллиану, в том числе из-за очевидного влияния монтанизма. Текст завоевал популярность не только у африканских христиан, но и среди ученых: литература о нем поистине необъятна.
  Повествуется об аресте, тюремном заключении и казни группы катехуменов из городка Малый Тубурбо. Наибольшее внимание уделено юной матроне Вибии Перпетуе и беременной рабыне Фелицитате, а также их катехизатору Сатуру. В текст включены записи из тюремных дневников Перпетуи и Сатура с рассказами об их видениях. Суд над христианами возглавлял прокуратор Илариан, врио умершего проконсула Африки. Перпетуя и ее товарищи были казнены в карфагенском амфитеатре, скорее всего 7 марта 203 г.
  Издания: (1) Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis. Ed. C. I. M. I. van Beek, Noviomagi 1936; (2) Bastiaensen, p. 114–147; (3) Passion de Perpétue et de Félicité suivi des Actes. Éd. J. Amat, Paris 1996 (SC, 417); (4) T. J. Heffernan, The Passion of Perpetua and Felicity, Oxford/New York 2012, p. 104–124.

VI. Мученичество Карпа, Папила и Агафоники
  Греческий текст в единственной рукописи XII в. и латинская версия, несмотря на серьезные расхождения, скорее всего восходят к несохранившемуся греческому оригиналу.
  Мученики были сожжены в Пергаме по приговору некого проконсула Азии; в латинском тексте уточняется, что проконсула звали Оптим и что описанные события произошли в правление императора Деция (249–251). Евсевий относит гибель мучеников к эпохе Марка Аврелия (161–180) (Hist. eccl. IV. 15. 48), почти наверняка ошибочно.
Издания: (1) A. von Harnack, Die Akten des Karpus, des Papylus und der Agathonike, TU 3.4 (1888), p. 440–454 [греч.]; (2) P. Franchi de’ Cavalieri, Note agiografiche 6, Roma 1920 (ST, 33), p. 1–45 [лат.]; (3) Bastiaensen, p. 36–45 [греч.].

VII. Мученичество Пиония
  На греческом; возможно, пространные речи героя взяты из его сочинений, позднее утраченных.
  Подробный рассказ о судебном процессе пресвитера Пиония и его товарищей; мученик был сожжен в Смирне 12 марта 250 г. по приговору проконсула Азии Юлия Прокла Квинтилиана. Процесс Пиония несомненно относится к гонению Деция, хотя Евсевий ошибочно датировал его временем Марка Аврелия (Hist. eccl. IV. 15. 17).
  Издание: Bastiaensen, p.154–191.

VIII. Акты Киприана
  На латыни; многочисленные версии объединяются в две редакции, обе современные описываемым событиям. В первой редакции говорится только о последнем процессе Киприана и его казни, во второй добавлен рассказ о событиях предшествующего года.
  Тасций Цецилий Киприан, знаменитый епископ Карфагена (с 248/9 г.), в начале гонения императора Валериана был арестован, допрошен проконсулом Аспазием Патерном (30 августа 257 г.) и выслан в городок Курубис. По прошествии года в соответствии с новыми, более суровыми законами против христиан епископа привезли в Карфаген, где новый проконсул Галерий Максим вынес ему смертный приговор. Киприан был обезглавлен 14 сентября 258 г.
  Издание: Bastiaensen, p. 206–231; из более ранних изданий важнейшее — R. Reitzenstein, Die Nachrichten uber den Tod Cyprians, Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, Phil.-hist. Kl., 14 (1913)).

IX. Мученичество Мариана и Иакова
  На латыни.
  Подробный рассказ о гибели диакона Иакова и чтеца Мариана во время гонения Валериана, вскоре после казни Киприана. Герои Мученичества вместе с автором (его имя не названо) были задержаны военными властями в пригороде Цирты (провинция Нумидия). После предварительного следствия их этапировали в Ламбезис, к какому-то президу, и там казнили. Попутно рассказывается о других погибших христианах и о видениях мучеников.
  Издания: (1) P. Franchi de’ Cavalieri, La Passio SS. Mariani et Iacobi, Roma 1900 (ST, 3); (2) Musurillo, p. 194–213 (текст тот же).
  Перевод А. В. Каргальцева: Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии, СПб 2013, с. 208–239.


X. Мученичество Монтана и Луция
  На латыни; написано почти одновременно с предыдущим.
  Рассказ о группе мучеников, казненных в Карфагене в 259 г. Первую половину текста составляет письмо пяти арестованных исповедников карфагенским христианам с описанием их страданий и видений. Вторая часть посвящена суду и казни пяти христиан; подчеркивается религиозная ревность и мужество одного из них, диакона Флавиана, близкого знакомого автора.
  Издание: F. Dolbeau, ‘La Passion des saints Lucius et Montanus: Histoire et edition du texte’, Revue d'Études Augustiniennes et Patristiques 29 (1983), p. 39–82.

XI. Акты Фруктуоза
  На латыни; не исключена более поздняя датировка; в конце IV в. текст был известен Августину и Пруденцию.
  Фруктуоз, епископ Тарраконы (Таррагона, Испания), во время гонения Валериана был арестован со своими диаконами Авгурием и Евлогием. По приговору презида Эмилиана все трое были сожжены в городском амфитеатре 21 января 259 г.
  Издания: P. Franchi de’ Cavalieri, Note agiografiche 8, Roma 1935 (ST, 65), p. 129–199; Musurillo, p. 176–185 (тот же текст).
  Перевод А. Д. Пантелеева: Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира, 13, СПб 2013, с. 459–470.


XII. Акты Максимилиана
  На латыни.
  Юный рекрут Максимилиан из Тевесты (провинция Нумидия) отказался нести военную службу по религиозным убеждениям; приговорен к смерти проконсулом Дионом 12 марта 295 г.
  Издание: Bastiaensen, p. 238–245.
  Перевод А. Д. Пантелеева: Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии. СПб 2013, с. 240–262.


От эпохи «великого гонения» сохранился только один агиографический текст, аутентичность которого теперь не подвергается сомнению:

XIII. Акты Филея
  На греческом — две фрагментарные папирусные версии; полный латинский перевод («Акты Филеи и Филорома»).
  Филей (Филея), епископ Тмуита в Нижнем Египте, был казнен в Александрии 4 февраля 306 г. Судебный процесс провел префект Египта Клодий Кульциан, которого Евсевий называл близким другом Максимина Дайи и жестоким преследователем христиан.
  Издание: Bastiaensen, p. 247–337, 498–581.

Вот еще некоторые тексты, относящиеся к «великому гонению», которые в целом признают достоверными.

Африка:
— Мученичество Феликса, епископа Тибиуки (лат.), казненного в Карфагене 15 июля 303 г. по приговору проконсула Гая Анния Ануллина (H. Delehaye, ‘La Passion de S. Félix de Thibiuca’, Analecta Bollandiana 39 (1921), p. 241–276; Musurillo, p. 266–271).
— Мученичество Криспины (лат.), матроны из городка Тагоры, казненной 5 декабря 304 г. по приговору того же Ануллина (P. Franchi de’ Cavalieri, Nuove note agiografiche, Roma 1902 (ST, 9), p. 21–35; Musurillo, 302–309).

Иллирик:
— Мученичество Агапы, Ирины и Хионии (греч.), казненных в Фессалонике весной 304 г. по приговору префекта Дульцития (P. Franchi de’ Cavalieri, Nuove note agiografiche, Roma 1902, p. 1–19; Musurillo, p. 280–293).
— Мученичество Юлия (лат.), ветерана, казненного военными властями в Дуросторе (Силистра в Болгарии) в первые годы IV в. (Musurillo, p. 260–265).
  Иногда к «достоверным» текстам по недоразумению причисляют греческое Мученичество легионера Дасия, отказавшегося участвовать в языческом ритуальном действе и казненного в Дуросторе по приказу легата Басса (Musurillo, p. 272–279).
  В случае с Мученичеством Иринея, епископа Сирмия, наблюдается пикантная, но довольно характерная ситуация: этот текст (лат. оригинал, есть греч. версия), созданный скорее всего на рубеже IV и V вв., вполне может содержать достоверный рассказ о епископе, казненном в эпоху Диоклетиана (F. Dolbeau, ‘Le dossier hagiographique d'Irénée, évêque de Sirmium’, Antiquité Tardive 7 (1999), p. 205–214).

Спорный статус имеет текст, известный как Завещание 40 мучеников Севастийских (греч.). Это послание христиан, ожидающих казни, своим друзьям, знакомым и всем членам церкви. В более поздней традиции мученики представлены как воины XII легиона, погибшие в Севастии (провинция Малая Армения) при августе Лицинии (313–324) (Bastiaensen, p. 342–351).


.
Tags: агиография, занудство
Subscribe

  • (no subject)

    Шарль Сомань в книге «Святой Киприан — епископ Карфагена, африканский папа» (издана посмертно в 1975 году) представил историю…

  • Следим за новинками

    Оказывается, в Харькове духовные и ученые мужи издали учебное пособие «Введение в агиографию». Меня хватило на пару страниц, и…

  • Еще книжку прочитал

    С. А. Моисеева. Арабская мелькитская агиография IX–XI веков. Москва, ПСТГУ, 2015, 192 с. («Литературное наследие и история христианского…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • (no subject)

    Шарль Сомань в книге «Святой Киприан — епископ Карфагена, африканский папа» (издана посмертно в 1975 году) представил историю…

  • Следим за новинками

    Оказывается, в Харькове духовные и ученые мужи издали учебное пособие «Введение в агиографию». Меня хватило на пару страниц, и…

  • Еще книжку прочитал

    С. А. Моисеева. Арабская мелькитская агиография IX–XI веков. Москва, ПСТГУ, 2015, 192 с. («Литературное наследие и история христианского…